Неточные совпадения
Не может быть новой
религии, но может быть творческое
развитие вечной
религии.
Но теперь не в этом дело, a вы понимаете, мы с этого попа Туберкулова начнем свою тактику, которая в
развитии своем докажет его вредность, и вредность вообще подобных независимых людей в духовенстве; а в окончательном выводе явится логическое заключение о том, что
религия может быть допускаема только как одна из форм администрации.
Точно так же и теперь христианское учение представляется людям общественного или языческого миросозерцания в виде сверхъестественной
религии, тогда как в действительности в нем нет ничего ни таинственного, ни мистического, ни сверхъестественного; а оно есть только учение о жизни, соответствующее той степени материального
развития, тому возрасту, в котором находится человечество и которое поэтому неизбежно должно быть принято им.
И потому
религия, во-первых, не есть, как это думает наука, явление, когда-то сопутствовавшее
развитию человечества, но потом пережитое им, а есть всегда присущее жизни человечества явление, и в наше время столь же неизбежно присущее человечеству, как и во всякое другое время. Во-вторых,
религия всегда есть определение деятельности будущего, а не прошедшего, и потому очевидно, что исследование прошедших явлений ни в каком случае не может захватить сущности
религии.
Но сверх всего этого Роберт Овэн оказал неоцененную услугу открытием и обнародованием новой, разумной системы общества и
религии — дело, которого
развитие теперь уже невозможно остановить.
Павлин. И, как всякое оружие защиты,
религия подлежит
развитию и совершенствованию. Посему: если мы лишились светского главы — необходимо оную заменить духовной. В Москве поднят вопрос об избрании патриарха…
Именно в этом сочинении мы встречаем совершенно гегелевскую мысль о том, что
религия представляет подготовительную ступень к философии, увенчивающей духовное
развитие человека: «für sie (Wissenschaft) wird genetisch, was für die Religion nur ein absolutes Factum ist. Die Religion ohne Wissenschaft ist irgendwo ein blosser, demuhngeachtet jedoch unerschütterlicher Glaube: die Wissenschaft hebt allen Glauben auf und verwandelt ihn in Schauen» (V, 472).
Правда, риторическое и расплывчатое изложение Шлейермахера, особенно при дальнейшем
развитии его мысли, допускает различные истолкования, приближающие его учение то к спинозизму (Франк) [Имеется в виду предисловие С. Л. Франка к переведенным им «Речам о
религии к образованным людям, ее презирающим» Ф. Шлейермахера (М., 1911).], то к христианской ортодоксии, от которой лично он вообще не отступал и особенно приблизился к ней в позднейших своих сочинениях.
Злоупотребления, проистекающие вследствие одностороннего
развития чувства в
религии, Гартман различает троякого рода: чувственные, эстетические и мистические.
Однако это суждение будет близоруко: надо смотреть поверх случайных и преходящих тенденций данного момента, которые быстро сменяются другими тенденциями, и оценивать факт
развития науки о
религии в его жизненном значении.
Отсюда такое первостепенное значение иконографии для
развития религиозной жизни и самосознания, одинаково как для христианской, так и для внехристианских
религий.
Но и религиозную философию можно рассматривать как особое религиозное служение, ее успешное
развитие служит одним из косвенных свидетельств жизненности
религии.
Религия, связь человека с божеством, имеет для него значение не связи двух миров, но выражает лишь определенную стадию
развития духа [Сродным интеллектуализмом был заражен уже Фихте, и притом не только в ранний период («спора об атеизме»), но и в поздний, эпохи «Anweisung zum seligen Leben» 1806 года.
В наш «научный» век особое
развитие и значение получила наука о
религии, заметно вытесняющая даже религиозную философию или же ее заменяющая.
Поэтому
религия с своими несовершенными формами «представления» и веры есть также лишь ступень
развития его самосознания, которая должна быть превзойдена, притом именно в философии.
Возможно оспаривать автономность, первообразность религиозного сознания, признавая за
религией только гетерономное существование в качестве производного атрибута или же видя в ней лишь преходящую ступень
развития сознания.
Если посмотреть с этой точки зрения на пышное
развитие науки о
религии за последний век, то первоначально может получиться впечатление полной нерелигиозности науки, даже бесплодности ее для
религии.
Религия, в отличие от философии, не кончается трансцендентным, но им начинается, и лишь в дальнейшем ее
развитии постепенно раскрывается его смысл и значение.
Это свидетельствует о
развитии духа научности вообще, а вместе с тем и о творческом упадке
религии, при котором коллекционирование чужих сокровищ заставляет забывать о своей собственной бедности [Такое значение
развития науки о
религии отметил еще Гегель: «Если познание
религии понимается лишь исторически, то мы должны рассматривать теологов, дошедших до такого понимания, как конторщиков торгового дома, которые ведут бухгалтерию только относительно чужого богатства, работают лишь для других, не приобретая собственного имущества; хотя они получают плату, но их заслуга только в обслуживании и регистрировании того, что составляет имущество других…
Статья Фридриха Форберга «
Развитие понятия
религии» была опубликована в «Философском журнале», редактируемом Фихте.
«Истинная наука есть законченное созерцание; истинная практика есть самопроизвольное
развитие и искусство; истинная
религия есть чувство и вкус к бесконечному» (39. — Курс. мой).
Коммунистическая революция в России совершалась во имя тоталитарного марксизма, марксизма как
религии пролетариата, но в противоположность всему, что Маркс говорил о
развитии человеческих обществ.